В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуатации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.
ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.
Общественная потребность оценивается показателями социального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. Показатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре потребностей определенной социальной группы потребителей.
В зависимости от ориентации на определенную группу потребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, женские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.
Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и общественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В современном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.
Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному износу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.
Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требования, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.
На степень удовлетворения функциональных требований оказывают влияние несколько факторов: структура и свойства материалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.
Эстетические требования предполагают соответствие одежды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому направлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.
Швейные товары
С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к области декоративно-прикладного искусства.
Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответствовать моде и стилю.
Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знаковыми являются изделия для детей. Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направлению моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.
Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.
Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами (объемами) отдельных элементов.
Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструкции изделия со свойствами материала. Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.
Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190
жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.
Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, круткой и т. п.
Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Рациональны такие форма и конструкция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктивных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.
Соответствие одежды эргономическим требованиям способствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигиеническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.
Антропометрические требования предъявляются к соразмерности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.
Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные требования, требования электризуемости и т. п.
Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими
Швейные товары
свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обработкой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопичность, теплопроводность, электризуемость и пр.
Психофизические и психофизиологические свойства характеризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.
Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.
Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психологические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не мешающее при выполнении движений, - слева направо в мужской одежде и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясняется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.
Требования к надежности одежды. Одежда должна в течение определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность и безотказность.
Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговечность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способностью противостоять действию изнашивающих факторов, результатом которых является износ.
Причиной износа является воздействие физических, химических, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ
верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздействия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.
Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и технологической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использования одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) способствуют увеличению долговечности одежды.
Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравномерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем материала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).
Сохраняемость определяется условиями хранения и транспортирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.
Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.
Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Например, это может быть
1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.
Швейные товары
число чисток, стирок или глажений одежды за определенный период ее эксплуатации.
Требования безопасности характеризуются сведением к минимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законодательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.
Требования безопасности одежды распространяются на содержание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие размеров одежды и т. п.
Тема урока: Основные требования к одежде.
Стили и силуэты.
Цели урока:
познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитать эстетический вкус,
чувство красоты, аккуратность и внимательность к окружающему миру.
МТО урока: литература Р.И.Егорова «Учись шить»
Л.В.Мельникова «Обработка тканей», плакат «Стили
одежды», наглядные пособия (силуэты и стили одежды),
цветные карандаши, карточки с изображением одежды, учебник,
рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
Как правильно распределить калории на день?
Какие 6 групп продуктов по калорийности вы знаете?
3. Изучение нового материала.
Одежда, будучи произведением прикладного искусства утилитарного назначения, сочетает в себе духовное, идейно-познавательное и материальное начала. Она одновременно является предметом потребления человека и объектом массового производства. В процессе проектирования к одежде, в зависимости от ее назначения, предъявляются различные требования. К основным требованиям относятся: эстетические, гигиенические, эксплуатационные и экономические.
Эстетические требования к одежде
Эстетические свойства изделий определяются понятием красоты современного художественного стиля, они должны отвечать современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.
При создании моделей художники-модельеры должны стремиться к тому, чтобы изделия образно отображали действительность, отвечали подлинным потребностям общества, отличались красотой, удобством, завершенностью.
Одежда играет большую роль в формировании внешнего облика человека. Можно говорить об определенных эмоциях, которые вызывает тот или иной костюм, о характере одежды - строгий, сдержанный, динамический, спокойный, величественный, простой, суровый или жизнерадостный.
При проектировании одежды передача различных эмоций, образности изделий выражается через композицию, т. е. через совокупность составных частей одежды (пропорции деталей, силуэт, линии, фактуру, цвет и рисунок ткани, внешнюю отделку изделий), необходимых для выражения и воплощения содержания, вкладываемого в ту или иную модель. При этом следует учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека.
Гигиенические требования к одежде
Гигиенические требования предъявляются к одежде с целью обеспечения свободы дыхания и кровообращения. Гигиеничность одежды выражается в необходимой для определенных условий воздухопроницаемости, гигроскопичности, оптимальном весе, достаточных теплозащитных свойствах, влаго- и лучеотталкивании и т. д. Стоит отметить, что это может быть одежда для детей или для взрослых. Она разная.
Между одеждой и телом человека за счет воздушной прослойки создается искусственный микроклимат, который определяется температурой, относительной влажностью и содержанием углекислоты. Для того, чтобы создать благоприятный микроклимат, одежда в зависимости от назначения должна обладать перечисленными качествами.
Климатические и профессиональные условия носки одежды предъявляют к ней свои требования. Для зимнего времени необходимо создать такую одежду, в которой не происходило бы охлаждения тела человека. В летнее время, в жару, одежда должна предохранять тело от перегревания, поддерживать определенную влажность и содержание углекислоты. К профессиональной одежде предъявляются требования в соответствии с условиями работы, например, одежда рыбака должна обладать ветрозащитными и водоотталкивающими свойствами, одежда металлурга - огнеупорными свойствами и т. д.
Одежда, насколько это возможно, должна быть прочной, мягкой и легкой. На самочувствие человека оказывает влияние вес одежды. Тяжелая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Например, вес зимней одежды для взрослого человека в условиях средней полосы составляет 8-10 кг, Крайнего Севера - 14-16 кг.
Кроме того, одежда должна обеспечивать свободу движений и кровообращения, быть несминаемой, легко надеваться, сниматься, чиститься, стираться, гладиться и т. д. Все предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются благодаря определенной конструкции и выбору материалов.
Эксплуатационные требования к одежде
В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. При движении человека одни участки одежды подвергаются растяжению, другие - сжатию, трению, сминаемости, изгибам, истиранию, воздействию атмосферных осадков. Выносливость изделий зависит от упругих свойств тканей.
Со временем ткань изнашивается, истирается, масса ее уменьшается и изделие становится непригодным к носке. Под износоустойчивостью ткани понимается ее сопротивление различным механическим, физико-химическим и биологическим воздействиям. Износоустойчивость изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, качества и вида обработки. Например, для большей износоустойчивости в верхней одежде на полах прокладывают бортовую прокладку, в низках рукавов - коленкор, в карманах - долевики.
В последнее время для лучшего сохранения первоначальной формы одежды и физико-механических свойств ее стали применять химические пропитки, используемые, например, для укрепления ткани в области локтей и колен в школьной форме, для сохранения устойчивости складок, плиссе, гофре на юбке.
Экономические требования к одежде
В общей себестоимости изделий стоимость основных и вспомогательных материалов составляет 85-90%. Экономичность изделий во многом зависит от затраты времени на изготовление их, технологичности конструкции моделей и расхода материала, который определяется экономичным раскроем - рациональной раскладкой лекал. Чем сложнее контуры деталей, тем труднее их разложить на ткани без потерь, тем больший процент межлекальных выпадов.
Большой экономический эффект дает унификация деталей и узлов швейных изделий, позволяющая применять одни и те же детали для различных моделей и видов одежды. При использовании унифицированных деталей возможна наиболее совершенная технология обработки изделий и максимальное использование совершенного оборудования. Это предполагает повышение производительности труда, расширение ассортимента изготовляемых изделий, а также улучшение качества и эксплуатационных свойств одежды.
Стили одежды.
Прежде чем приступить к изучению стилей одежды, мы должны познакомиться с такими терминами как:
Костюм - это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.
Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой.
Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
Мода - произошло от латинского слова «modus»- мера, способ, образ действия и означает непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.
Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. (Обратите внимание на стенд).
Так: для древнегреческого костюма (11 века) характерно выявление пластических форм тканей за счет драпировок. Прямоугольные куски тканей, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались туника, тога, гиматий, хитон.
Готический стиль - стиль средневековой Европы 12-13 века заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразным головным убором, который напоминает башни готического собора, и остроносая обувь.
Для ренессанса (14-16 века) характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женского силуэта, обнажаются шея и руки.
Одежда стиля барокко (17- начало18 века) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Одежда стиля рококо(середина 18 века) не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.
Классицизм (конец 18 века) в одежде характеризуются строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.
Стиль ампир (19 век) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.
Романтизм (конец 19 века)- вновь в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.
Стиль модерн - (начало 20века) характеризуется стремительным изменением форм платья- от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивают нижнюю часть торса.
Современный стиль (наше время) одежды характеризуется простотой и художественной выразительностью, разнообразием форм и материалов.
В настоящее время современный стиль подразделяется на три вида (показ иллюстраций):
1) Спортивный стиль не обязательно связан с занятием спорта. Девушки, предпочитающие этот стиль, активны во всех областях жизни, просты в общении.
2) К классическом стилю одежды относится строгая, подчеркнуто деловая картина моды. Костюм- классическая форма одежды, которую можно носить на все случаи жизни.
3) Романтический стиль одежды создан для нежной, женственной девушки. В одежде этого стиля встречаются кружева, воланы, рюши, банты,жилеты по народным мотивам.
Просматривая в модных журналах статьи, подписи к рисункам, мы прежде всего встречаемся с понятием «силуэт» . Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».
Т.О. Силуэт - это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени. Силуэты бывают: прямой, полуприлегающий, прилегающий и трапеция (показ иллюстраций). Прямой силуэт- наиболее универсальный, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур, так же как и слегка расширенный книзу в виде трапеции.
4.Практическая работа.
Зарисовать в рабочей тетради три модели современного стиля: спортивный, классический и романтический.
Зарисовать в рабочей тетради модели разных силуэтов (прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапеция).
Заключение.
Сущность и внешность человека находятся в зависимости друг от друга. Очень ярко проявляется духовная сущность человека в выборе стиля одежды.
5.Подведение итогов урока. Уборка кабинета.
Оценить практическую работу и выставить оценки
Домашнее задание: проанализировать свой гардероб и выяснить: какой преобладает стиль и силуэт.
Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.
Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.
Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.
Функциональные требования.
Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.
Эргономические требования.
Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.
Антропометрические требования.
Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.
Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.
Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.
Гигиенические требования.
К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.
Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.
Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.
Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело
иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.
Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.
Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.
Эстетические требования.
Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.
Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.
Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.
Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.
Антропометрические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также — выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами).
Безопасность изделий — свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью — отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов.
Гигиенические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость.
Моральный износ (социальное устаревание) изделий — потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды — несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста.
Потребительские свойства изделий — комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.
Психофизиологические свойства швейных изделий —свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма.
Ремонтопригодность изделий — способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением.
Свойства надежности швейных изделий — свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.
Сохраняемость изделий — способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования.
Срок службы изделий — календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах.
Физиологические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека.
Физический износ изделий — ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов.
Формо- и размероустойчивость изделий — способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физико-химических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также — конструкцией изделия, — наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок.
Функциональные свойства швейных изделий — обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону.
Эргономические свойства швейных изделий — характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические.
Эстетические свойства изделий — обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.
Для удовлетворения запросов потребителей необходимо изготавливать одежду массового и серийного производства с учетом предъявляемых к ней потребительских и промышленных требований (рисунок 1) .
Потребительские требования служат для удовлетворения потребностей в процессах потребления вещи человеком. В состав потребительских требований входят: социальные, функциональные, эстетические, эргономические и эксплуатационные.
Требования к одежде
Промышленные
Потребительские
Рисунок 1 – Классификация требований, предъявляемых к одежде
Социальные – характеризуют соответствие изделия общественным потребностям и конъюнктуре рынка. Эти требования включают в себя:
Соответствие модели спросу потребителей на данный вид ассортимента;
Соответствие размерно-ростовочного ассортимента спросу населения;
Конкурентоспособность модели по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами швейных изделий.
Функциональные – определяют степень соответствия одежды основной целевой функции (т.е. назначению), внешнему облику, психологическим особенностям человека. Для соблюдения функциональных требований одежда должна соответствовать:
Конкретному назначению, т.е. конкретным условиям труда или отдыха;
Сезонным, возрастным и размерным особенностям потребителя.
Эстетические – должны учитывать художественную выразительность, гармонию и стилевое единство формы одежды с функциональным содержанием.
Эстетические требования включают в себя:
Соответствие изделия современному направлению моды по силуэту, пропорциям, форме деталей, материалам и цветовой гамме;
Точность и тщательность технологической обработки и отделки;
Выразительность, привлекательность и оригинальность фирменных знаков, ярлыков маркировки и упаковки.
Эргономические – характеризуют приспособленность изделия к человеку в конкретных условиях его деятельности во взаимосвязи его с промышленными изделиями и окружающей средой.
Эргономические требования предполагают выполнение следующих условий:
Антропометрическое соответствие одежды размерам и форме тела человека в статике и динамике, т.е. удобство и свобода движения конструкции изделия;
Гигиенические требования, обеспечивающие защиту человека от неблагоприятных условий внешней среды (холода, жары, дождя и т.д.), механических и химических повреждений, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма. Гигиенические требования достигаются соблюдением следующих условий: тепловой баланс изделия (защита от холода и избытков тепла, солнечной радиации); вентилируемость изделия (обеспечение воздухопроницаемости и паропроницаемости за счет рационального конструктивного решения); защита от внешней (атмосферной) и внутренней (пододежной) влаги.
Психофизиологические требования, предполагают удобство надевания и снятия одежды, удобство пользования отдельными элементами одежды, а также минимальную массу одежды.
Эксплуатационные – заключаются в надежности швейного изделия, предполагающей безотказность, долговечность, стабильность сохранения качества в процессе эксплуатации и возможность ремонта изделия.
Надежность швейного изделия достигается за счет следующих факторов:
Прочность материалов и швов и их устойчивость к разрывным нагрузкам;
Формоустойчивость деталей и краев одежды;
Износостойкость материалов и конструкции деталей в течении срока службы изделия до момента морального или физического износа.
К промышленным требованиям относится обеспечение технико-экономической целесообразности изготовления продукции посредством рационального использования материалов и сокращения трудоемкости изготовления изделий. Рациональное использование материалов – важнейший источник снижения себестоимости швейных изделий, так как в стоимости одежды массового производства себестоимость основных материалов составляет до 90%. Наибольшую часть нормы расхода ткани на изделие составляет площадь деталей (85-90%). Поэтому первостепенное значение при изготовлении одежды массового производства придается конструкции моделей изделия. Экономия ткани на площади деталей отработанной и принятой к изготовлению конструкции изделия не допускается, так как это приводится к снижению качества продукции.
Для обеспечения высокого качества высокого продукции и снижения трудоемкости ее изготовления используют технологичные конструкции, при разработке которых учтена возможность применения наиболее эффективных методов изготовления одежды, нового оборудования и осуществления комплексной механизации и автоматизации швейного производства. Вопросы экономичных и технологичных конструкций швейных изделий детально рассматриваются в курсе «Конструирование швейных изделий».
Соблюдение промышленных требований достигается следующими показателями:
- стандартизации и унификации – сведение всех возможных технологических и конструкторских решений одинакового функционального назначения к минимуму наиболее рациональных вариантов;
- технологичность определяет степень прогрессивности конструкции и технологии с позиции сокращения трудоемкости и материалоемкости, механизации и автоматизации производства, улучшение качества швейных изделий;
- экономичность означает рациональное использование материалов и снижение затрат на проектирование и производство одежды (расход материала на изделие, процент межлекальных потерь), а также потребительских расходов на ее эксплуатацию (стирку, химчистку, ремонт).